Гаджет-аддикция и не только: каким бывает современный шопоголизм?

«Тебе нужно развеяться. Пройдись по магазинам, купи себе что-нибудь…» — эту фразу мы слышим в каждом втором американском фильме.

Да, отличный способ снять напряжение. Гораздо безопаснее, чем, например, алкоголь. Ходишь по магазинам, любуешься, отдыхаешь и покупаешь что-нибудь красивое… Но от этого психологическая проблема (ощущение внутренней пустоты) не уходит, а привычка остаётся. И постепенно перерастает в зависимость — навязчивое желание купить что-нибудь, независимо от того, нужно тебе это ли нет. Зависимость эту по-научному называют ониомания, шопомания, шопингомания или шопоголизм (шопинголизм).

Ониомания — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. (Источник: Википедия)

Ониомания, навязчивое желание что-нибудь покупать, клинически относится к психическим расстройствам. Наиболее часто страдают шопоголизмом женщины, хотя в последнее время этот «недуг» поражает всё больше мужчин. Бывают и тяжелые случаи… Человек, страдающий шопингоманией, может не только влезть в большие долги, но и покончить жизнь самоубийством, не имея возможности купить понравившуюся вещь. История знает и такие случаи. А уж сколько семей распалось из-за того, что один из супругов не мог преодолеть искушения покупать что-нибудь ненужное вместо чего-то нужного…

Психотерапевты обозначают термином «ониомания» («шопингомания») большое количество психических расстройств. Вот самые известные из них.

Сейломания (сейлзомания), или мания распродаж (мания скидок). Наверное, все видели телерепортажи с рождественских распродаж где-нибудь в США. Огромная толпа, сметающая всё на своём пути. Люди хватают всё, что попадается под руку, неважно, нужно это или нет, и несутся к кассе. Это, конечно, уже клиника, впору лечиться у психотерапевта. А есть люди, которые уже и не покупают товар, если на ценнике нет заветного слова «скидка». Даже просто плакат «Скидки до 70%!» может спровоцировать импульсные покупки, результаты которых потом будут либо выброшены, либо засунуты на самую дальнюю полку. А деньги уже потрачены, и человек корит себя за бесполезные покупки.

Лейбломания (брендомания). Навязчивое желание приобретать изделия и услуги только определённых брендов. Эта, вроде бы, безобидная приверженность постепенно превращается в навязчивую идею, и, если человек не может себе позволить товары определённой фирмы, у него могут начаться серьёзные психологические проблемы, вплоть до нервного срыва.

В последнее время появилось и «новомодное» расстройство — гаджет-аддикция. Навязчивое желание покупать суперновые электронные гаджеты, даже если жизненной необходимости в этих «игрушках» нет. Чистые понты, показатели «статуса». А уж современные технологии предлагают таковые в огромных количествах: новые смартфоны, планшетники, читалки, ноутбуки с функцией 3D… «Больных» этим психологическим расстройством можно увидеть в новостях у каждого магазина фирмы «Apple» в день продажи нового гаджета. Люди готовы стоять всю ночь, лишь бы стать первыми обладателями заветной электронной «игрушки». Недаром бывший глава «Apple» Стив Джобс цинично заметил: «Мы делаем миллиарды на ваших понтах».

Джанк-фуд-аддикция (junk-food, от англ. junk — мусор), или фастфуд-мания — навязчивое желание съесть что-нибудь в каждой встречающейся на пути фастфуд-забегаловке. Кроме вреда здоровью и отъема некоторого — иногда достаточно большого — количества денег, пользы от таких перекусов никакой.

Конечно, современный шопоголизм более многогранен, чем описанные выше психические расстройства. Мало того, он ещё и постоянно подпитывается с экранов телевизоров, рекламных плакатов, баннеров в Интернете и т. д. Те же фильмы, где красивая героиня говорит неизменную фразу, вынесенную в эпиграф…

Противостоять шопомании сложно, но можно. Прежде всего, не приравнивать удовольствие от новых покупок к решению психологических проблем. Больше обращать внимание на функциональность покупки, а не на её «статусность». Меньше покупать импульсивно, необдуманно.

Для этого требуется немного: покупать товары только по списку, в поход по магазинам брать ровно столько денег, сколько надо, или чуть больше. Откажитесь от дополнительных товаров и услуг, которые «впариваются» с любой крупной покупкой. Расплачивайтесь наличными, а не кредитной карточкой. Возьмите за правило задавать себе на распродажах вопрос: «Если бы скидки не было, купил бы я это?» Если ответ «нет», значит и со скидкой покупать данный товар не стоит. Если «да», покупайте и порадуйтесь, что сэкономили некоторую сумму.

А ещё всегда помните, жизнь Ваша — не только бег от покупки к покупке, это нечто большее. Намного большее!


12:54 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Светильники для натяжного потолка

Светильники для натяжного потолк...

Светильники для натяжного потолка Современный потолок – это именно натяжной потолок. Так считают многие обыватели. Полотно, используемое при изготовлении натяжных потолков, мо...
Вкусные рецепты: Печенье из творога (llI), Роллики, Пирог с вареньем

Вкусные рецепты: Печенье из твор...

Печенье из творога (llI)Творог протереть сквозь сито, чтобы не было комочков. Растопить маргарин (можно использовать сливочное масло). В муке сделать углубление, добавить соду и погасить ее уксусом. Д...
«Жизнь Людовика Святого» - о чем писал Жан де Жуанвиль? Трагедия на берегах Нила

«Жизнь Людовика Святого» - о чем...

Давно хотелось написать серию статей по мотивам книги Жана де Жуанвиля «Жизнь Людовика Святого». В честь короля книга названа, целью сочинения провозглашено рассказать о его благочестивых ...
Срочно похудеть к лету?!

Срочно похудеть к лету?!

«…Я просто не могу больше ждать! Уже скоро лето! А я ужасно толстая, Вы же видите, ДОКТОР! Мне нужно срочно похудеть к лету…» (Из разговора с реальной пациенткой. ) Глу...
Особенные черты детских колясок Peg perego, Сhicco, Inglesina

Особенные черты детских колясок ...

Детские коляски - главный сегмент на широком рынке детских вещей. И в этом сегменте бывают лидеры, заслужившие доверие родителей и детей. Говоря о популярных детских колясках, невозможно не вспомнить ...
Грязи быть не должно

Грязи быть не должно

Неприятно, когда в помещении не убрано и особенно если на полу есть грязь. Сразу возникает какая-то неловкость. Только представьте себе, что вы пришли в гости и нашли именно такую обстановку. Такое вп...
Флора и фаунаHi-TechРабота и карьераМедицина и здоровьеЧеловекДом, семья, детиОбразованиеИскусство и культураРемонт и СтроительствоЕда, рецепты
Сейчас читают:

Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.