Зачем детям кибитка и бразды? Глокая куздра, зеленый шум и кухонная ложка с дырками в контексте языкознания

…По Сети ходит забавное описание, как дети рисовали картинки по стихотворению Пушкина.

Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе теплом, в кушачке.

Начнем с того, что самыми понятными словами этого четверостишья оказались «тулуп» и «кушачок».

Кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано — «Летит». Значит, летит. Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо, из-за созвучия слов «кибитка» и «куб». И вот летит по небу эдакая ки (у)битка и что делает? Правильно — взрывает. Кого? Бразды пушистые.

Что же такое бразды? Видимо, если пушистые, следовательно, звери такие. Однако что за название непонятное «бразды», что за звери? А нормальные такие звери. Инопланетные. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами.

И вот вполне уже логичная картина получается — летит кубической формы серьезный такой космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых мутантов — браздов, сыплются градом снаряды и бомбы, разнося инопланетную живность в клочья.

А рядом, неподалеку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим геноцидом наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он, сидя на обруче (облучек — обручок, почти одно и то же), в кожухе и с лопатой в руках. Почему с лопатой? Ну, как же — он же ямщик, чем же еще ему ямы копать. Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно зачем — браздов хоронить! Логично? Логично.

(Первоисточник уже не найти — очень уж много раз эта история перепечатана).

Родители, конечно, возмущаются. Зачем нашим детям знать, что такое ямщик, кибитка и бразды, если им в жизни это никогда не пригодится? Мучают наших крошек, отвлекают от айподиков и стрелялок! (Тут хор исполняет песню Пугачевой «Нагружать все больше нас стали почему-то»). Нагружать и верно, нагружают, только не тем, чем нужно.

Но вот что касается непонятных стихов Ершова («Конек-Горбунок») и даже самого Пушкина… Как это зачем? Как зачем это нашим детям? Да, конкретно облучок-то, может, и низачем. Но… полезно, чтобы ребенок, например, научился обращаться с контекстом — несущественное непонятное пропускал, кое-что понимал по смыслу (очень плохо дело, если ребенок стопорится на каждом непонятном слове, даже не пытаясь понять по смыслу — вообще не понимаю, как так можно учиться), кое за чем лез в словарь (тоже полезное умение!), а уж в оставшихся только случаях спрашивал. Вот хотя бы за этим, а не для того, конечно, чтобы он знал ненужную ему супонь, терема и кокошники.

Кстати, во времена моего детства тоже уже не было, конечно, никаких ямщиков, облучков, супоней и прочего. Но я совершенно не помню, чтобы эти стихи (а также стихи Жуковского, Некрасова, Никитина и прочего Фета, не говоря уже о нашем всём) вызывали у меня подобные недоумения. Как-то оно само собой было понятно, а если совсем непонятно — на полке стояли четыре тяжелых тома словаря Ушакова… Но чаще обходилось без словаря — контекст великое дело. Дети, у которых голова еще светлая и незамусоренная, а ум гибкий, в общем-то, именно так и учат свой первый, родной язык — не словарь же заучивают? В нормальной ситуации дети сами собой понимают, что означает непонятное слово в предложении, например, «Аыуыхх сорвал несколько больших веток ыльмап и устроил себе уютный шалаш». Потому что действительно понятно!

Вспомним уж, кстати, и великую Глокую Куздру, которую придумал лингвист академик Щерба:

Профессор снял пенсне и оглядел аудиторию добродушными дальнозоркими глазами.

— Ну, вот… вы, — проговорил он вместо всякого вступления. — Подите-ка сюда, к доске. Напишите… напишите вы нам… предложение. Да, да. Мелом, на доске. Вот такое предложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». А теперь… ну, хоть вот вы… Объясните мне: что эта фраза означает?

Тут поднялся шум.

— Это невозможно объяснить! — удивлялись на скамьях.

— То есть как: «никто не понимает»? А почему, позвольте вас спросить? Очень легко доказать, что понимаете! Будьте добры, вот вы: про кого тут говорится?

— Про… про куздру какую-то…

— Совершенно верно, — согласился ученый. — Конечно, так! Именно: про куздру! Только почему про «какую-то»? Здесь ясно сказано, какая она. Она же «глокая»! Разве не так? По-видимому, вам многое понятно! Понятно самое главное! Можете вы мне ответить, если я у вас спрошу: что она, куздра, наделала?

— Она его будланула! — уже со смехом, оживленно загалдели все.

— И штеко притом будланула! — важно проговорил профессор, поблескивая оправой пенсне, — И теперь я уже просто требую, чтобы вы, дорогая коллега, сказали мне: этот «бокр» — что он такое: живое существо или предмет? на какой вопрос отвечает? Будланула — кого? Бокр-а! Если было бы «будланула что» — стояло бы «бокр». Значит, «бокр» — существо, а не предмет. Значит, нельзя утверждать, что эта искусственная фраза ничего не значит!

Лев Успенский, «Слово о словах», глава 6, ч. 2.

Академик, конечно, вел свою аудиторию к разговору о роли суффиксов. Но и роль контекста в целом тут тоже очень хорошо видна.

Хотя бывают случаи, когда и по контексту трудно понять, что имелось в виду. Вот тут действительно надо знать некие реалии:

Идет-гудет Зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум!

Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако: все зелено, И воздух, и вода.

Вот тут мне в детстве было напрочь непонятно: что за шум? Кто шумит? Листва? Так её еще нет — описывается самая ранняя весна. И только уж в Интернете загадка выяснилась:

Автор пишет, что однажды ему довелось услышать, как украинские девушки пели о «зеленом шуме», и поясняет, как могло такое выражение родиться: «Так в этом зеленом шуме девчат отозвался Днепр, убирающийся в зелень своих лугов и островов, шумящий в весеннем разливе своем и дающий тогда полное приволье рыболовству. В одно весеннее утро я видел здесь, что и воды Днепра, и его песчаная Белая коса за Шумиловкою, и самый воздух над ними — все было зелено. В то утро дул порывистый горишний, т. е. верховой ветер; набегая на прибрежные ольховые кусты, бывшие тогда в цвету, он поднимал с них целые облака зеленоватой цветочной пыли и развевал ее по всему полуденному небосклону» (Абрамов И. С. Происхождение стихотворения Некрасова «Зеленый шум» // Звенья: Сб. М. ; Л., 1935. Вып. V).

Получилось, что в данном случае шум — это был не тот шум, который звук, а скорее тот шум, который мы снимаем с бульона, когда он закипит — пена. И снимаем мы его чем? Правильно — шумовкой! Вот оно где сохранилось-то!

Ну и чтоб заполировать весеннее настроение — несколько картин о весне. А то давно картинок не было… При чем тут картины, если статья — о роли контекста, спросит Недоброжелательный Читатель? И я отвечу. Хорошие картины о весне всегда при чем. Особенно в контексте осени!


15:48 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как Спаять Два Провода, Если Ни Разу В жизни Не Держал В Руках Паяльник?

Как Спаять Два Провода, Если Ни Разу В жизни Не Держ...

В домашнем хозяйстве, рано или поздно приходиться  сталкиваться с проблемой, когда нужно спаять пару проводов, или подпаять что-то, а Вы ни разу не держали паяльник в руках. А если пробовали паят...
Любите ли вы картошку так, как её люблю я? Два простых, но очень вкусных рецепта

Любите ли вы картошку так, как её люблю я? Два прост...

Трудно поспорить с утверждением, что картошка вкусна, самодостаточна и сама по себе. Двумя руками за! Но иной раз так хочется выпендриться… ну просто спасу нет! Тем более, что подобным образом ...
Вкусные рецепты: Лимоное печенье., "Шоколадный Итальянец", Фаршированные кальмары....вариант

Вкусные рецепты: Лимоное печенье., "Шоколадный ...

Лимоное печенье.Предлагаю Вам попробовать приготовить чудные лимонные печенюшки, которые мы с сыночком сделали сегодня вместе. Рецепт очень прост и быст. Результат отличный - печеньки получились обалд...
Берлинер - что это? Или кто это? Или чей это?

Берлинер - что это? Или кто это? Или чей это?

Berliner — кто это? Или что? Или чей? И вообще — какой он, этот «кто» или «что», или «чей»? Сегодня ваша корреспондент, ни разу не «...
Где в России существует дискриминация по половому признаку?

Где в России существует дискриминация по половому пр...

Те, кто утверждают, что дискриминация по половому признаку — надуманная проблема, либо лукавят, либо искренне заблуждаются. То, что некоторые женщины не ощущают дискриминацию, не значит, чт...
Родители тоже имеют право на жизнь.

Родители тоже имеют право на жизнь.

« Всё для вас» даже если это значит «меньше или ничего для меня». Большинство из нас искренне считает воспитание детей своей священной обязанностью главным и самым важным делом всей своей жизни. Мы и...
Стоит прочесть

10 критических ошибок продаж в туристическом бизне

1. У вас нет четкой картины того, как должна работать система в целомКогда мы говорим о критических ...

Все ли фрагменты картины войны собраны воедино? Кр

— Опять Лизавета варежки вяжет, — вздыхали женщины в селе. В такие дни к Лизав...

Кто такие юродивые современности?

Я вспоминаю, как когда-то давно, ещё мальчишкой, впервые увидел юродивого. Этот странный мужчина сп...

Зачем зеркала в интерьере?

При помощи зеркал можно создавать интереснейшие художественные решения в своем доме, превращая обычн...

Опасности для ваших питомцев

Конечно же, все знают, какие угрозы могут подстерегать наших любимцев за пределами родного дома и ст...

Вкусные рецепты: Вареное сало, "шарлотка"

Вареное салоСало порезать на куски длиной 10 см. У меня получилось 6 кусков. В кастрюлю налить воду ...

Меры веса и не только. Как от «разновесья» к станд

«Точная наука немыслима без меры» (Д. И. Менделеев) Эх, Дмитрий Иванович, не только нау...

Волоколамск. Как воевал «Город воинской славы»?

Наша память иногда напоминает братскую могилу: она общая память, это мы помним, но кто и почему конк...

Трава сенна для похудения

Каждый человек стремится к совершенству. Карьера, материальный достаток и другие блага цивилизации э...

Кто напишет мне диплом на отлично?

 Вот он - долгожданный момент! Последние месяцы обучение в ВУЗе, и ты молодой востребованный сп...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.