Рубенс, «Венера и Адонис». Адонис или горицвет?

Венера влюбилась! Да еще как! Бросила все:

Смертным пленясь, покидает она побережье Киферы. Ей не любезен и Паф, опоясанный морем открытым, Рыбой обильнейший Книд, Амафунт, чреватый металлом…

Мотается за своим возлюбленным:

На небо тоже нейдет; предпочтен даже небу Адонис. С ним она всюду, где он.

Носится с ним везде, вместе с ним охотится:

С ним по горам и лесам, по скалам блуждает заросшим… Псов натравляет сама…

Даже облик свой изменила — одевается, как богиня охоты Диана:

С голым коленом, подол подпоясав по чину Дианы.

Надо отметить, что охотились они (Венера и Адонис) на дичь, которая убегала, а не нападала. Эта деталь характеризует нашего героя — он не настолько храбр и силен, чтобы связываться с хищниками. Юноша скорее изнежен, чем мужествен.

Венера его наставляет:

«Быть храбрым с бегущими должно, — Юноше так говорит, — а со смелыми смелость опасна. Юноша, дерзок не будь, над моей ты погибелью сжалься! Не нападай на зверей, от природы снабженных оружьем…

Молнии в желтых клыках у жестоких таятся кабанов, Грозно бросается в бой лев желтый с великою злостью… Их ты, о мой дорогой, а с ними и прочих животных, Не обращающих тыл, но грудь выставляющих в битве, Всех избегай".

Ей не нужна сила, мужественность, храбрость. Ей нужна красота, любовь, ласка:

… тенью своей приглашает нас тополь соседний; Ложе нам стелет трава. Прилечь хочу я с тобою Здесь, на земле!" И легла, к траве и к нему прижимаясь. И, прислонившись к нему, на груди головою покоясь… (Овидий, «Метаморфозы»)

Адонис безразличен: не он добивается, его добиваются. И действий у него никаких. Он вроде и присутствует, и как бы его нет: ни слова, ни полслова. Эта странность была подмечена Вильямом Шекспиром. В его истории Адонис хоть что-то говорит… Едва лишь солнце, лик явив багряный, С зарею плачущей простилось вновь, Охотиться Адонис стал румяный: Любил он травлю, презирал любовь. Его, спеша, Венера настигает, Как волокита дерзкий, обольщает

И говорит: «О, лучший цвет полей, Меня прекрасней втрое, несравненный, Румяней роз, белее голубей, Укор для нимф, прелестней плоти тленной; Природа предрекла, создав тебя: Лишь ты умрешь, погибнет мир, любя».

Это — словесное вступление. А дальше — Венера переходит в атаку:

Тут, влажной завладев его рукою, Сил воплощеньем жизненных, она Целебной для богинь росой земною Ее зовет, дрожа, возбуждена. Желанье множит силы опьянелой: Его с коня она срывает смело.

В одной руке ее была узда, И привлекала юношу другая…

Требуется некоторое пояснение к словам «Целебной для богинь росой земною Ее зовет…»: влажность руки (по понятиям тех еще времен) знаменовала обилие жизненных сил. «Желанье множит силы опьянелой» — опьянелой от чувств.

Что делает Адонис?

Краснеет он с досады и стыда, К такой игре охоты не питая.

Ни в легенде, ни у Шекспира нет и намека на то, что Адонис был любовником какого-либо мужа (или наоборот). Просто — он холоден:

Она, как уголь пламенный, красна, Он красен от стыда, но кровь хладна.

А Венера идет напролом:

На сук обломанный вмиг намотала Венера повод (как любовь спешит!); Привязан конь; она стараться стала Связать и всадника, что с ног уж сбит, Как бы сама хотела быть им сбитой.

И вот, она добилась своего:

Лишь он упал, простерлась и она; Им были локти, бедра их опорой. Вот треплет по щеке его, нежна; Он хмурится, браниться стал, но скоро Ему смыкает поцелуй уста: «Браниться будешь, не откроешь рта».

Она просто ненасытна:

Как перья птицы, мясо клювом рвет Терзаемая голодом орлица И, поглощая все, крылами бьет, Пока не стихнет голод или птица, — Так лоб она целует, щеки, бровь, И, только кончит, начинает вновь.

И вновь продолжается бой:

Так в зной не жаждал путник свежих вод, Как жаждала она своей услады: Спасенье видит, но его неймет; Пылает вся среди речной прохлады. «О, сжалься, — восклицает, — мальчик злой!»

Адониса не расшевелить. Она снова докучает ему:

«Иль стыдно целовать? Зажмурься снова, И я зажмурюсь — станет ночь тотчас: Двоих лишь услаждать любовь готова; Играй же смело — не увидят нас…»

Адонис устал, он хочет уйти. Венера бросает ему упрек:

«Нет, ты не муж, хоть мужествен на вид: Муж и без просьбы ласками дарит».

И вновь она пытается его соблазнить своими прелестями:

«Я — сад, ты — мой олень; ищи услады, Где хочешь, — на горе и под горой. Когда ж холмы тебя не утоляют, Спустись туда, где родники пленяют.

В пределах этих мало ли услад? Прелестный дол, высокая равнина, Холмы округлые, а в дождь и в град Тебя укроет в зарослях ложбина".

Адонис никак не загорается:

Уходит время, прочь стремится милый, Из рук ее он рвется, как из пут. «О, сжалься! Приласкай!» — она взывает; Но, вырвавшись, к коню он убегает.

Адонис уходит, Венера улетает. На Адониса нападает кабан, ранит его. Венера спешит назад, но поздно.

Венера взглянет — бледен милый рот; Руки коснется — та похолодела; И на ухо шептать ему начнет, Как будто внемлет скорбной речи тело; Она поднимет веки милых глаз: Там — две звезды, чей свет, увы, погас!

Два зеркала, в которые Венере Глядеться приводилось столько раз, Утратив дар, им сродный в высшей мере, Не отражают ничего сейчас! «О диво! — молвит. — Этот мир ужасен; Ты умер в нем, а день, как прежде, ясен».

Смерть Адониса выглядит несколько иначе в «Метаморфозах» Овидия:

Тут из берлоги как раз, обнаружив добычу по следу, Вепря выгнали псы, и готового из лесу выйти Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира. Вепрь охотничий дрот с клыка стряхает кривого, Красный от крови его. Бегущего в страхе — спастись бы! - Гонит свирепый кабан. И всадил целиком ему бивни В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!

Венера, которая еще была в полете, возвращается:

С упряжью легкой меж тем, поднебесьем несясь, Киферея Не долетела еще на крылах лебединых до Кипра, Как услыхала вдали умиравшего стоны и белых Птиц повернула назад.

Она в горе — любимого больше нет в живых:

С высот увидала эфирных: Он бездыханен лежит, простертый и окровавленный. Спрянула и начала себе волосы рвать и одежду, Не заслужившими мук руками в грудь ударяла, Судьбам упреки глася…

Она обращается к царице подземного царства Персефоне:

«Но не все подчиняется в мире Вашим правам, — говорит, — останется памятник вечный Слез, Адонис, моих; твоей повторенье кончины Изобразит, что ни год, мой плач над тобой неутешный!»

На картине Рубенса — расставание. Адонис пытается уйти. Венера обхватила его за шею, сцепила руки. Амур тоже против: виснет на Адонисе, ноги Амура болтаются в воздухе. Адонис пытается снять с себя руку Венеры (такое впечатление, что колесница служила им ложем, и Адонис, пытаясь уйти, буквально на себе вытянул Венеру из колесницы).

Рядом с Адонисом — собаки: две борзые, а третья, которая угрожающе смотрит с полотна, — вероятно, гончая Тальбота; этой породы уже нет.

На полотне Рубенса «Венера оплакивает смерть Адониса» Венера сидит в изголовьи. Рядом — три женские фигуры. Скорее всего, парки — богини судьбы. Амур в отчаянии снимает с себя колчан со стрелами. На черном фоне проступает зловещая морда не то медведя, не то волка (слева от фигуры Венеры). Венера разговаривает со своим возлюбленным, как с живым:

«Кровь же твоя обратится в цветок». (Овидий, «Метаморфозы». )

И здесь происходит чудо:

Тут отрок, что пред ней лежал убитый, Как легкий пар, растаял и пропал; Из капель крови, на землю пролитой, Возник цветок, лилейно бел и ал, Ланиты бледные напоминая, Чью белизну кропила кровь, пятная. (Шекспир, «Венера и Адонис»)

Цветок «адонис» (или горицвет) — память о любви богини к смертному.

Может быть, во времена Шекспира адонис выглядел по-другому. А может быть, поэт пожертвовал прозой жизни во имя поэзии.


16:02 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Габсбурги-3. Какая загадка связана с личностью короля Испании Филиппа IV ?

Габсбурги-3. Какая загадка связана с личностью корол...

Долгая эпоха короля Филиппа Четвёртого характеризуется противоречием: с одной стороны, это пик могущества Испании (именно поэтому в центре Мадрида перед Королевским дворцом стоит памятник Королю Испан...
Компания Ремонт Москва предлагает услуги по ремонту квартир в Москве

Компания Ремонт Москва предлагает услуги по ремонту ...

Ремонт квартиры под ключ в Москве, недорого Как горько упрекал Уильям Шекспир, в своем шестьдесят пятом сонете, неумолимое течение времени, разрушающее земную красоту! Ведь, даже «медь, земля и ...
Финская лаборатория использовала нестерильные шприцы

Финская лаборатория использовала нестерильные шприцы

В Финляндии вскрыт факт того, что лаборант больницы пользовался использованными иглами при взятии у пациентов крови на анализ. Как выяснено, лаборант успел взять кровь таким образом у 19 человек, у ко...
За что животным ставят памятники?

За что животным ставят памятники?

В подземном переходе у входа на станцию метро «Менделеевская» — на месте, где была убита собака, жившая там несколько лет и опекаемая работниками метро планируется установить ко...
Характеристика сортов картофеля

Характеристика сортов картофеля

Повседневное меню трудно себе представить без картофельных блюд. Этот чудесный пищевой продукт, почему-то совсем не приедается. В поваренных книгах описано более чем 700 рецептов приготовления картофе...
Компания Ромул - один из главных лидеров мебельной промышленности

Компания Ромул - один из главных лидеров мебельной п...

Надоело бегать по магазинах в поисках подходящей мебели для нового помещения или открываемого офиса? Офисная мебель , где приобрести качественную, и в то же время не дорогую? Тогда стоит обратиться в ...
Интересное

Чем себя можно успокоить?

Часто мы реагируем на неприятные проявления окружающей среды как одноклеточные существа —...

Уверенность в себе. Зачем вести Дневник успеха?

Сегодня мы поговорим о том, зачем вести Дневник успеха и как это влияет на нашу самооценку. Многие у...

Проблемные аспекты коллекторского бизнеса в Украин

                                                                                    «Человек, не отд...

Что такое морита-терапия?

Есть на Востоке один удивительный метод, который позволяет расслабиться, восстановить силы и почувст...

Кому и зачем нужны словари русского языка?

Много статей и комментариев в «ШколеЖизни» посвящены проблемам грамотности. От напи...

Как не скучать в любой компании, или Игре все возр

Представим ситуацию. Будь то день рождения, Новый год, 8 марта, день Парижской коммуны… ...

Зачем человеку деньги? Чтобы работать!

Чтобы найти ответ на вопрос, который задан в заголовке статьи, давайте сначала озадачимся другим воп...

Что беспокоит «Женщин на грани нервного срыва»? Ал

Что отличает настоящее кино от ширпотреба? Умение рассказать тривиальную историю живым, не залипшим ...

Умение общаться, или Как быть понятными друг другу

Мы все разные. Эта аксиома давно стала общим местом, настолько избитым, что, собственно, практически...

Вкусные рецепты: Субботний завтрак, Кальмары в соу

Субботний завтракРешила приготовить завтрак и семью в очередную субботу порадовать. Шакшука: 1.На го...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.