Линотип: каков он, дедушка компьютерного набора?

Не завидую я славе первопечатников Гуттенберга, Скорины и даже Ивана Федорова. Имена их, конечно, века и века будут помниться, но трудная работенка у них была. И сотни лет спустя печатание буквиц оставалось делом нелегким.

Откуда я это знаю? Когда-то хорошо знакома была с типографским процессом. Когда-то — это в шестидесятые годы аж прошлого века, когда еще газеты в провинции набирали отдельными буковками. В крупные типографии более совершенная техника раньше пришла.

На маленьких металлических брусочках начертания букв были отлиты вверх ногами да еще в зеркальном изображении. Нет, наборщики не разглядывали каждую буковку: на брусочках были выемки, по которым и определялась лицевая сторона — можно на ощупь. Брусочки располагались в ячейках кассы — так назывался деревянный или пластмассовый ящик с неглубокими отсеками. Размещались там буквы не по алфавиту, а так же, как на клавиатурах, — по частоте их употребления.

В зависимости от ширины колонки регулировалась верстатка — маленький прямоугольный лоточек, который наборщица держала в левой руке, а правой ставила в него буквы. Набиралось несколько строк или маленький абзац, и это хрупкое произведение следовало архиаккуратно перенести на гранку — на металлическую плиту в размер немного больше газетного листа. Все это могло легко разориться и на гранке, поэтому тяжелыми металлическими брусками — в типографии их называли бабашками — постоянно подпирали набранный текст. Пробелы между словами, строчками, колонками забивались длинными брусками или маленькими квадратами, толщина которых измерялась в пунктах.

Ох, и долгая же была процедура — сверстать газетную полосу! А ведь потом еще правка! Ошибки получались от невнимательности не только при наборе, но и при разборе. После того как газета была отпечатана, ее опять разбирали на составляющие, и наборщица могла по невнимательности забросить буковку не в ту ячейку. Тем более что надписи на клеточках видны не были: гранки при печати хорошо приправлялись краской. У наборщиков руки всегда были черными. Работники других цехов были белыми людьми.

По технике безопасности между наборным и печатным цехами тяжелые плиты следовало перевозить на специальной тележке. Но она была тоже тяжелой и неуклюжей. Работницы предпочитали таскать гранки на животе, хотя килограммов 30−40 по меньшей мере в них было. Помню, споткнулась наборщица, и… все по буковкам разлетелось в разные стороны. Всю ночь работали: одни снова набирали полосу, а другие разбирали рассыпанное по своим ячейкам в кассу. Домой плелись, когда народ на работу выходил, но тираж был сдан вовремя! Бывали случаи, печатник уже в машине забывал закрепить (на профессиональном языке — заключить) гранки, и при первом же движении станка все разрушалось. «Разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…»

Но вот и в наше захолустье пришел технический прогресс: типография получила линотип — строкоотливную машину, которую еще в 1884 г. запатентовал немец-американец О. Мергенталер. И больше не опаздывала наша газета с новостями! О скорости набора на такой машине еще Маяковский сказал: «…разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип».

Ни в какую дверь эта махина не прошла бы, если даже открутить с нее все, что откручивается. Поэтому не только вынули раму огромного окна, а еще и дополнительно проем расширяли. Кран тяжело поставил линотип на заранее залитый фундамент. А когда подключили машину, мы всей редакцией отправились на экскурсию, благо типография этажом ниже была.

Да-а-а! «Это вроде как машина „Скорой помощи“ идет: сама режет, сама давит, сама помощь подает». Сразу и созидательный процесс происходит, и разрушительный. Матрицы движутся по кругу. После того, как строка застынет в металле, матрицы расходятся по своим квартиркам, чтобы тут же по мановению руки наборщицы выпасть в новое слово. Но первое впечатление (иногда в фильмах ужасов показывают что-то подобное): огромная машина, в которой все одновременно движется да плюс еще в котле при высокой температуре металл плавится.

Но в отличие от меня, вот как поэтично описал работу линотипа французский писатель Р. Гароди: «После каждой строчки линотип своей изящной рукой приподнимал щепотку пританцовывающих матриц…» Или: «От ласковых прикосновений его пальцев медные матрицы слегка вздрагивали, пробуждаясь, и с веселым перезвоном падали вниз, словно тренькающие капли дождя…» Очень точное описание!

Ни начала, ни конца у этой машины. Что в ней главное? Похоже, что — все! Конечно, все начинается с клавиатуры. Набирает линотипистка текст, сверху из магазинов подбираются нужные литеры и, проходя через жидкий сплав, отливаются сразу целой строкой. А размер строки — он исчислялся в квадратах — отливался по моему, ответственного секретаря редакции, желанию и был указан на макете газетной полосы. Горячие строки — это не только для красного словца. Когда время поджимало, их в самом деле приходилось переносить в рукавицах. «Враг разбит петитом и корпусом на полях газетно-журнальных территорий…»

И в ручном наборе, и в линотипном было множество различных шрифтов. Их названия теперь больше по кроссвордам известны: цицеро, петит, корпус, нонпарель… В зависимости от кегля (размера) они обозначались еще и цифрами. Самый распространенный был — девятый, или просто газетный. Если что-то небольшое надо было выделить, набирали десятым (корпусом) или жирным шрифтом… Применялось в основном прямое начертание, хотя и курсив был про запас. А вот заголовки набирали по старинке, вручную — выбор шрифтов был больше.

Линотипистка имела возможность прочитывать набранную строку еще в матрицах, до того как запустить ее в оттиск. Грамотнейшая и внимательнейшая была у нас наборщица — иногда ни одной ошибки на полосе не делала. Кстати сказать, при ручном наборе надо было исправлять только единичные буквы, а теперь при обнаружении ошибки — отливать заново всю строку.

Бытовало выражение, что газета живет один день. Мы шутили: пока селедку в нее не завернут. В металле уж точно она один день жила, и сразу после выпуска тиража убирали пробелы, линейки, шпоны, а строчки — в плавку. Рядом с типографией плавильня стояла, где металл из твердого состояния переходил в жидкое и обратно: строчки расплавлялись и отливались в чушки — определенного размера серебристые бруски, которые запускались в котел линотипа.

Процесс повторялся до бесконечности. Работа с этим сплавом — его называли гарт — вредна для здоровья: в его составе олово, свинец, сурьма. Поэтому некоторым категориям полиграфистов на молоко доплачивали, и пенсионный возраст был ниже на пять лет.

Зарплаты небольшие, труд грязный и тяжелый, глаза всегда в напряжении — что же держало этих людей здесь, в друкарне, хотя уже и не первобытной, как у Ивана Федорова, но все же далеко не полностью механизированной? Прежде всего, наверное, гордость за то, что они не только делали газету, но и первыми ее читали — все остальные узнают новости только завтра!


21:15 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Двери настоящего и будущего

Двери настоящего и будущего

Изначально межкомнатные двери были только функциональны, они разделяли одно помещение и другое. Довольно быстро была открыта эстетическая составляющая этих предметов интерьера. Постепенно представлени...
Бассейн на даче

Бассейн на даче

Несомненно, каждый городской житель желает расслабиться и отдохнуть от городской жизни на своем дачном участке. Баня, свежий воздух и тишина позволяют осуществить данный отдых полноценным. Но в весьма...
Некачественное электропитание – одна из основных причин неисправностей или плохой работы любого бытового и офисного оборудования: от компьютера до тостера!

Некачественное электропитание – одна из основных при...

В современном офисе, квартире или загородном доме от электросети питается практически все. При этом качество потребляемой электроэнергии оставляет желать лучшего. Все из нас и, в особенности, те, кто ...
Чистоту следует поддерживать

Чистоту следует поддерживать

Каждый раз, заходя в помещение, мы волей или неволей обращаем внимание на состояние апартаментов. И в офисах, и в магазинах должно быть чисто, иначе мы чувствовали бы дискомфорт. Для поддержания ч...
Почему дети говорят во сне? Cомнилоквия

Почему дети говорят во сне? Cомнилоквия

Позади непростой день с его интересными и важными событиями. Вы готовите вашего ребенка ко сну. Но он все никак не может заснуть. Прочитана любимая сказка, спета успокаивающая колыбельная, а малыш во...
Что такое макросъемка? Огромная капля мира

Что такое макросъемка? Огромная капля мира

Макросъемка — это сложный, но очень интересный жанр фотографии. Она дает фотографу неисчерпаемый простор для творчества, помогает посмотреть на мир по-новому. Макросъемка представляет собой...
Самое интересное

Реальная чистота помещений

Любой хозяин помещения хочет, чтобы внутри его офиса или магазина было по-настоящему чисто, причём н...

Обновление в саду? Эхинацея и лаванда

Вот наконец-то начались приятные весенние садовые хлопоты. Пришла долгожданная пора походов по садов...

Вкусные рецепты: Филе Индейки в гречневой панировк

Филе Индейки в гречневой панировкеФиле Индейки разделываем на кусочки солим СЛЕГКА перчим любым перц...

Гражданство ЕС: в какие страны переехать будет лег

Пожалуй, европейское гражданство является самым привлекательным для большей части иммигрантов. Пово...

Сухие смеси СУФЛЕКС (SURFLEX) для устройства бетон

Не воровать на полах – это возможно!   Современное технологическое оборудование производ...

Скандинавский интернет-аукцион: Новое поколение аз

Что такое скандинавский аукцион?По своей сути «Скандинавский аукцион» (его также называют аукционом ...

Грязь можно победить

С приходом плохой погоды все попытки справиться с потоком уличной грязи кажутся бесполезными и не пр...

Альпийская горка своими руками

Самостоятельно сделать альпийскую горку на своем дачном участке – дело довольно сложное, но возможно...

Вас обидели. Мстить или простить?

Вероятно, некоторые из вас, оказавшись в роли обиженного, пытались взять себя в руки, повторяя: &laq...

Вкусные рецепты: potage juilenne darblay (суп-пюре

potage juilenne darblay (суп-пюре с овощами)Приготовление бульона: Тонко нарезать лук-порей (перпенд...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.