Что может сделать школа, чтобы «поднять» русский язык?

Сама по себе — ничего. Потому что программы прописываются сверху, учебники написаны зачастую заумным «научным «языком, и учитель — в лучшем случае интерпретатор научного текста, в худшем — надсмотрщик, требующий зубрежки правил.

Сочинения не пишутся самостоятельно, а скачиваются из Интернета, учебные предметы — каждый сам по себе, нет единых требований к языку, а примат тестирования как способа оценки усвоенности знаний, принятый ныне повсеместно, уничтожает грамотную речь как таковую.

А главное, изучение русского языка преимущественно сводится к изучению грамматических правил.

Это «врожденные» недостатки, и исправить их самостоятельно школа не в состоянии.

На уроках русского языка мы учим язык знать. А языком нужно владеть. Это, как говорится, две большие разницы. Владеть языком — значит, уметь выразить мысль не одним, а несколькими разными способами, в зависимости от ситуации и цели.

К 4 классу обычно ученики знают основы грамматики и правописания. А дальше начинается повторение уже изученного и добавляются все новые орфографические правила. Их количество в представлении детей бесконечно. И самое печальное, что они не уложены в систему, они раздроблены; требуется просто запомнить правило, а не проанализировать, сопоставить с другими. А ведь многие правила основываются на одном принципе.

Программа изучения русского больна «орфографией». Но так ли уж она нужна сегодня, эта орфография? Изобретение печатной машинки убило каллиграфию, компьютер подорвал позиции правописания. Зачем учить наизусть правила, если компьютер легко исправит ошибки.

Он подскажет даже, куда ставить запятые. Но вот чего он не сможет сделать, так это создать текст, подобрать слова с максимально точным значением и связать их так, чтобы получились изящные, легкие, но предельно насыщенные информацией предложения.

Вот именно этому и должна учить школа на уроках русского языка.

Что для этого надо?

Надо № 1. Пересмотреть программу, скомпоновав раздробленные правила в системные блоки, оформить эти блоки графически, чтобы не надо было учить правила наизусть, но в любую минуту можно было бы свериться с блок-схемой (вся орфография легко укладывается в 13 блоков). После «проработки» такой схемы достаточно одного взгляда на нее, чтобы восстановить всю информацию.

Надо № 2. Именно на уроках родного языка дать основы языкознания — понятие языковой системы (не только русского, но любого языка). Ибо язык — это система языковых единиц и система правил их образования, изменения, соединения и функционирования (то есть система грамматики). И если понятия единиц языка — звуков, частей слова, частей речи, предложений, практически одинаковы для всех языков, то правила грамматики у каждого из языков свои. Я как-то попросила учеников 11 класса написать русские названия частей речи и — рядом — их эквиваленты на английском, который они изучали пять лет. Думаете, справились?

Потому что русский — сам по себе, английский — сам по себе. Да что там ученики! Немолодая преподавательница французского языка, когда я попросила ее объяснить значение какой-то французской приставки, долго не могла понять, чего я хочу: во французском приставок нет. Для нее было открытием, что префикс и приставка — это одно и то же.

50% одиннадцатиклассников не видят разницы между частями речи и членами предложения. А зачем им это нужно? Выучили — и благополучно забыли.

А ведь эта разница — основа создания предложений. Беда в том, что собственных предложений ученики практически не создают: нет времени.

Надо № 3. На уроках в среднем звене освободившееся время (а оно обязательно освободится, поскольку учить правила и проверять, как они выучены, нет необходимости) надо работать над предложениями: анализировать их строение, создавать свои и лучше всего превратить эту работу в игру. Потому что игра — это интересно. И домашнее задание — не переписать упражнение и вставить в дырки нужные буквы, а создать свой мини-текст (2−3 предложения) на предложенную тему, употребив в нем слова-примеры к тому или иному правилу, с заданными синтаксическим конструкциями. А еще лучше, если эти мини-тексты будут связаны с тем, что «проходят» ученики на других уроках — биологии, географии, истории, математики.

Надо № 4. Скоординировать работу предметников так, чтобы они всячески поощряли грамотно построенный ответ, обязательно давали письменные задания (пусть небольшие по объему), и оценки за такие задания должны быть выставлены в журнал еще и на страничке «русский язык». То есть необходимо создать мотивацию для применения грамотной русской речи.

Кстати, в многажды хаянном «Гарри Поттере» есть очень здравые мысли по организации обучения. В практике школы Хогвардс сочинения были очень даже в ходу — по каждому предмету.

Надо № 5. В старших классах русский язык — это не повторение орфографии и пунктуации и не подготовка к ЕГЭ, это стилистика, которая учит компоновать логичный, органично связанный текст. Преподавание стилистики можно и нужно связать с программой по литературе, делая акцент на стилистику авторскую. Но главное — стилистика практическая, начиная от изложения одного и того же события в разных стилях, до умения пользоваться тропами и стилистическими фигурами для усиления воздействия на читателя или слушателя.

Не кажется ли вам, что сегодня преподавание русского языка в определенной мере напоминает программу профессора Амбридж по защите от темных искусств, безумно скучную, теоретическую, вызывающую отвращение, но одобренную министерством. Кстати, вы не помните, зачем Министерству Магии было нужно, чтобы насущно необходимый предмет преподавался именно так? Ассоциации не возникают?

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 12:43 24.03.2017 3248440.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как вести себя на собеседовании? Тело - в дело!

Как вести себя на собеседовании? Тело - в дел...


Вначале — подготовка. Как известно, в любых переговорах (а собеседование — это переговоры) на 95% важно как вы говорите, и только на 5% - что вы говорите. Когда мы общаемся, наш...


Чувство вины: может ли оно быть конструктивным?

Чувство вины: может ли оно быть конструктивны...


«Кто-то, по-видимому, оклеветал Иозефа К. , потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест». Так начинается роман Франца Кафки «Процесс». На протяжении всего произвед...


Как похудеть с помощью шоковой терапии? 14 шоковых дней - 14 способов шока для тела и пользы

Как похудеть с помощью шоковой терапии? 14 шо...


Как у вас дела с вашей шикарной фигурой? Вы любуетесь своим отражением в полный рост? Складки в силуэтных местах отсутствуют? Носите облегающие вещи? Вы готовы к демонстрации своих пропорций на пл...


Лечение картинами из серии «Liken Magic»

Лечение картинами из серии «Liken Magic»


Все мы знаем, и не раз слышали о том, что существуют:• лечением звуками природы (Звукотерапия ),• лечение запахами (Ароматерапия), • лечение цветом ( Цветотерапия)В этой статье я расскажу Вам о Лече...


Новинки кино. Что смотреть в выходные 24-25 сентября? «Ночь страха» и др.

Новинки кино. Что смотреть в выходные 24-25 с...


Киноновинок на этой неделе много. Семь в широком прокате и целых три в ограниченном. Основные жанры — боевик, комедия и драма. С присутствием одного ужастика, который к тому же являетс...


Менталист – можно ли им стать?

Менталист – можно ли им стать?


На телеканале ТВ 3 периодически идёт сериал «Менталист», главный герой которого — Патрик Джейн — успешно помогает полиции раскрывать самые сложные и запутанные п...


Самое интересное

Как правильно написать «пошаговую» статью?

В последнее время стало очень популярным писать статьи, в которых все расписано по шагам. Например, «Свой сайт — как первый шаг к успеху», «Как понравиться работодателю? 5...

Вкусные рецепты: Парфе с черной смородиной и белым

Парфе с черной смородиной и белым шоколадомЖелтки отделить от белков. Желтки взбить с сахаром. Примерно половину порции сливок подогреть (не кипятить), Тонкой струйкой ввести в желтковую массу. Все вз...

Миндаль - «греческий орех»? Да уж не грецкий!

Колумелла называл миндальное дерево «amygdala», а плод его — «nux graeca», то есть «греческий орех»! Кстати, это хоть и косвенная, но достаточно веская у...

Как развить чувство юмора

Желание смеяться, радоваться жизни и получать удовольствие от каждого прожитого мига манило человека во все времена. С чувством юмора куда интересней шагать по жизни – это признанный факт. Оно не пере...

Исследователи выяснили, что чем меньше у человека

Нидерландские исследователи из Гронинген провели опрос пятьсот пятидесяти голландцев обоих полов, чтобы выявить накал испытываемой ими ревности, и также характеристики соперника, которые заставят их и...

Все на велосипеды, или Что празднуют 8 мая в Нидер

День велосипедистов, или, как его называют в Нидерландах, Landelijke Fietsdag, отмечается во вторую субботу мая, то есть в 2010 году 8 мая. Проводить его принято семейными вылазками на природу на...

Польза пекинской капусты

Пекинская капуста – это растение из семейства крестоцветных, представляющее собой разновидность скороспелой китайской капусты. Считается, что родиной пекинской капусты является Китай. Именно там начал...

Гостевой брак

На рубеже тысячелетий кардинально поменялось отношение ко всему традиционному, в том числе и привычный уклад семьи у некоторых пар вызывает легкое презрение. Сегодня пользуются популярностью недопусти...

Вкусные рецепты: Шоколадно-вишневые пирожные (в СВ

Шоколадно-вишневые пирожные (в СВЧ)Белки отделить от желтков и взбить с солью в крепкую пену. Желтки взбить, добавляя постепенно сахар. В блендере измельчить фундук. 40 гр шоколада натереть на крупной...

Как самостоятельно скорректировать самооценку?

Нет ничего более сложного и более важного, чем нормальная, трезвая, объективная самооценка. Сложно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое ...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.