Как появились электропроигрыватель, виниловая пластинка и стерео?

Появлению хорошо известного моему поколению электропроигрывателя и виниловой пластинки предшествовало несколько важных изобретений. Все они были направлены на то, чтобы избавиться от недостатков граммофонов — сильных шумов при воспроизведении, низкого качества записи, быстрого износа и малой вместимости шеллачных дисков.

Уже в 1920-х годах тяжелые звукосниматели граммофонов стали сменяться легкими электромагнитными адаптерами. Если раньше механические колебания иглы напрямую передавались мембране, то теперь они сначала оказывали действие на маленькие электромагниты звукоснимателя. Так как слабые электромагнитные колебания требовали усиления, то появление адаптеров было неразрывно связано с появлением усилителей, работающих на вакуумных радиолампах. Усиленные электромагнитные колебания на выходе из динамиков превращались в сильный и очищенный от большинства шумов звук.

Так ко во второй половине 1930-х годов грубые иглы сменились легкими пьезоэлектрическими корундовыми адаптерами. Они стали самыми распространенными, но не самыми качественными головками. У меломанов ценились более дорогие алмазные электромагнитные адаптеры. Если пьезоэлектрических головок хватало на 50−100 часов проигрывания, то алмазных — на 500−1000 часов.

В итоге электродвигатель и электромагнитный адаптер, помноженный на ламповый усилитель, привели к появлению электропатефона (он же — электрофон, он же — проигрыватель, или, как мы его называли в обиходе, «вертушка»).

Следующей проблемой, которую предстояло решить, был пятиминутный формат фонограммы. Большего (без ущерба для звучания) одна сторона граммофонной пластинки не вмещала. И вот в 1948 году американская фирма «Columbia» наконец явила миру первую долгоиграющую пластинку — «long play» (LP). Для демонстрации ее достоинств провели акцию. В зале одной из гостиниц Нью-Йорка сложили башенку высотой 2,5 метра из старых пластинок на 78 оборотов, а рядом — в семь раз меньший столбик «лонгплэйев», имеющих ту же продолжительность звучания.

Конечно же, такой экономии места добились за счет сужения звуковых канавок. Если в старой пластинке глубина канавки составляла 140 мкм, то в новой — всего 55 мкм. Однако добиться узких дорожек на крупнозернистом шеллаке было невозможно, и для долгоиграющих пластинок был найден новый материал — полихлорвинил, который меломаны вскоре сократили до «винила». Кроме пластичности, легкости и тонкости, виниловые пластинки отличались завидной прочностью (особенно зарубежные), и чтобы сломать их, нужно было попотеть.

С появлением виниловых пластинок улучшилось и качество воспроизведения, снизились шумы, а диапазон частот практически достиг диапазона человеческого уха. К тому же, в виниловую массу можно было добавлять примеси и варьировать цвет пластинок. Так кроме классических черных появились красные, желтые, зеленые диски…

В 1950 году Эдуард Рейн сделал еще один шаг в сторону увеличения длительности звучания пластинки. Он разработал так называемую запись с переменным шагом. Суть ее заключалась в том, что расстояние между канавками менялось в зависимости от амплитуды звуковых сигналов. Если сигнал был с большой амплитудой — канавки были побольше, с маленькой — соответственно, поменьше.

В результате всех этих нововведений скорость вращения пластинки удалось снизить до 331/3 оборотов в минуту. В результате на одну сторону пластинки диаметром 300 мм теперь можно было втиснуть до 30 минут звучания. Однако чрезмерно плотная нарезка дорожек тоже не несла ничего хорошего — игла была неустойчива, сам диск быстро изнашивался.

В итоге для одной стороны пластинки на 33 оборота оптимальное время звучания стало составлять 20−22 минуты, соответственно, стандартом альбома стала продолжительность 40−45 минут.

Фактически до заката виниловой промышленности продержался и формат пластинок на 45 оборотов в минуту. Они имели диаметр 175 мм, время звучания одной стороны — до пяти минут и изначально предназначались для проигрывания в музыкальных автоматах. До середины 1960-х годов «сорокапятки» были главным форматом для индустрии поп-музыки. Когда же поп-музыкой стали заниматься амбициозные интеллектуалы, главным форматом стал альбом, желательно концептуальный, из которого как бы песню не выкинешь. А «сорокапятки» или «синглы» (SP — Single Play) остались эдаким рекламно-коммерческим аудиороликом. На них записывалась песня, рассчитанная на раскрутку и коммерческий успех, плюс еще одна на другой стороне в нагрузку. Были и расширенные варианты синглов — EP (Extended play) — что-то вроде мини-альбома, вмещающего 4 (редко 6) песен. Кроме основных форматов существовали и так называемые «говорящие книги» — пластинки на 81/3 оборотов для записи речевых фонограмм (на одну сторону вмещалось до 11,5 часов звучания), но особого распространения они не получили.

В итоге стандартная вертушка имела три скорости верчения — 33, 45 и 78 оборотов (ведь граммофонные пластинки не сразу вышли из моды). Поэтому и иглы тоже обычно имели два конца — для граммофонных и виниловых дисков. В раннем детстве я не сразу понял, зачем нужны еще две скорости, поэтому использовал их для забавы, заставляя, какого-нибудь Кобзона пищать не хуже Преснякова. Впрочем, вращать пластинку можно было и руками. О том, что где-то подобным баловством занимаются взрослые люди — ди-джеи, я тогда и не подозревал…

Установились и три стандартных размера пластинок: 300 мм («гигант»), 250 мм («гранд») и 175 мм («миньон»).

На этом не закончилось. 1962 год ознаменовался выпуском гибких пластинок, которые прессовали из тонкого пластичного материала. Такие пластинки можно было использовать в виде вкладышей как звуковое сопровождение журналов (иногда — книг). Многие советские дети помнят, к примеру, замечательный журнал «Колобок» с пластинками. Для взрослых выходил «Кругозор», но он был поскучней.

Еще до промышленного выпуска гибких пластинок в СССР в 1950-х годах получило распространение замечательное в своем роде явление — «музыка на костях» (или «на ребрах»). Нет, это не записи похоронных маршей. Это квадратные рентгентовские снимки (наиболее подходящий из доступных простому человеку материал), на которых в подпольных студиях звукозаписи самодельным рекордером нарезались пластинки с запрещенным западным джазом и рок-н-роллом.

И. Бродский: «…Что исторгает из глаз ручьи. Полдень. Со стороны мозг неподвижней пластинки, чьи бороздки засорены. Полдень; жевательный аппарат пробует завести, кашлянув, плоский пи-эр-квадрат — музыку на кости».

Позже, когда окрепла полуподпольная торговля настоящим западным винилом, а тиражированием занялись магнитофоны, запись гибких дисков по заказу стала производиться в разрешенных точках (естественно, и заказывать вы могли только разрешенное). Пленку записанных дисков обычно прикрепляли скобами к плотной бумаге. Нередко диски записывали и на заламинированных фото или открытках. Особую популярность имели звуковые письма с приветами и поздравлениями. Кстати, музыкальная карьера Элвиса Пресли началась именно с момента записи песни в подарок маме. Конторы записи пластинок по заказу работали вплоть до середины 1980-х годов (я успел еще пацаном записать себе популярные тогда песни про волчок и каскадеров). Конечно, качество гибких пластинок было несравнимо с виниловыми.

После создания долгоиграющей виниловой пластинки оставалось решить задачу, как сделать звучание фонограмм «объемным», пространственным, приближенным к звучанию «живого» оркестра или ансамбля. Ведь при «живых» выступлениях звук не льется с одного маленького пятачка. Работы по созданию стереоэффекта велись давно. Еще в 1910 году его пытались достичь, записывая один канал эдисоновской глубинной записью, а второй — берлинеровской поперечной. Однако такая запись оказалась одновременно и некачественной, и ненадежной. Не намного удачнее была и идея, высказанная в 1952 году американским инженером Куком. Он предложил записывать два канала отдельно, но с двух сторон одной пластинки. Специальный адаптер с двумя головками должен был считывать оба канала одновременно. Слаженности и синхронности считывания достичь было трудно, и от затеи отказались. Зато вспомнили идею, которую еще в 1931 году высказал английский физик Блюмлейн. Тогда технологии были еще не готовы к ее воплощению, но в 1957 году это стало возможным.

А советовал Блюмлейн вот что. Стереозапись проводилась в одной канавке, стенки которой были срезаны под углом 45 градусов. Если монофоническая запись была просто извивающейся канавкой, то теперь на каждой стенке был вырезан свой рельеф, имитируя правый и левый канал. Таким образом они без труда считывались одновременно одной головкой. Сначала для стереопластинок выпускалась специальная аппаратура, потом моно- и стереоэффект совместили для одного аппарата.

Со времен Берлинера претерпела некоторые изменения и технология производства пластинок. Теперь фонограмму сначала записывали на магнитофонную ленту (так называемый Original Master Tape). А уже с нее механическим способом запись переносилась с помощью рекордера на лаковый диск, представляющий собой лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке. Уже с него путем гальванопластики и нескольких переходных копий изготавливали никелевые матрицы, которыми и прессовали винил. Главными советскими заводами, выпускающими грампластинки, стали Московский, Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Таллиннский, Тбилисский и Бакинский. Так как в СССР фирма «Мелодия» была монополистом в сфере грамзаписи, у всех советских пластинок был один каталог и одна маркировка.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 19:03 24.03.2017 3248440.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Что беспокоит «Женщин на грани нервного срыва»? Альмодовар и его горячие испанки

Что беспокоит «Женщин на грани нервного срыва...


Что отличает настоящее кино от ширпотреба? Умение рассказать тривиальную историю живым, не залипшим в клише и шаблонах языком. Умение режиссера реализовать сценарий не топорно, лоб в лоб, а по диагона...


Вкусные рецепты: суп холостяка(или суп 15-ти минутка), Бисквитное пирожное с вареньем, ПИЦЦА ПО-СИЦИЛИЙСКИ

Вкусные рецепты: суп холостяка(или суп 15-ти ...


суп холостяка(или суп 15-ти минутка)ставим воду на огонь. режем все мелко и ложим в воду(можно даже не кипящую). варим 15 минут на среднем огне.солим, добавляем специи по вкусу. варим минут 5 до готов...


Вас обидели. Мстить или простить?

Вас обидели. Мстить или простить?


Вероятно, некоторые из вас, оказавшись в роли обиженного, пытались взять себя в руки, повторяя: «Я не буду ему мстить, потому что это недостойно человека. Жизнь его и так накажет за то зло, кото...


Свадьба... кому она нужна?

Свадьба... кому она нужна?


Нам всегда хочется верить, что все люди женятся, конечно же, по любви. Но вступление в брак, не всегда обоюдное решение, а порой, просто необходимость. Рассмотрим наиболее частые случаи. Так называемы...


Как не скучать в любой компании, или Игре все возрасты покорны

Как не скучать в любой компании, или Игре все...


Представим ситуацию. Будь то день рождения, Новый год, 8 марта, день Парижской коммуны… Собрались вы большой компанией, осчастливили ближайший супермаркет покупками всяких «съедобнос...


Как превратить Skype СПАМера в бесплатного копирайтера и получить уникальный контент.

Как превратить Skype СПАМера в бесплатного ко...


Как, общаясь в Skype, получить интересные «интервью» и новые записи в свой блог. Или: от простого диалога в Skype до авторской записи. Просто читайте и применяйте. Пример: эта запись в блог построена ...


Познавательное

Ни грязи, ни песка, ни пыли

Неприятно, когда на полу в помещении лежит грязь, в воздухе летает пыль, а под ногами предательски скрипит песок. Вряд ли вы в таком случае составите положительное мнение о хозяине апартаментов. Кому ...

Не знаешь, что делать? Копай!

Эту фразу с фотографией сына я увидела однажды у своей знакомой в «Одноклассниках». Мальчик стоял с лопатой в здоровенной яме, размером с приличный погреб. И очень она мне понравилас...

Телекоммуникации в помощь занятым людям

На сегодняшний день невозможно представить жизнь без телефонов, они настолько вошли в нашу жизнь, что времена, когда каких-то 10 лет назад обходились (даже подумать страшно) без мобильных телефонов ка...

Что же будет со знаниями человечества после глобал

Каждый из нас наивен в восприятии мира вокруг себя даже, когда локальные страшилки возникают в виде простых вопросов безопасности: можешь поскользнуться - надевай хорошую обувь, не клади бумажник в за...

Погуляем по Санкт-Петербургу? Часть 2

Наш путь лежит через Пантелеймоновский мост на улицу Пестеля. Слева от моста вдоль Фонтанки тянутся двухэтажные здания Соляного городка, бывших складов соли и вина. А справа от моста — вере...

Вкусные рецепты: Пирожное "Голубка", Шаш

Пирожное "Голубка"Набор продуктов для бисквита «Joconde» Для бисквита «Joconde» смелите при помощи блендера или кофемолки миндальные хлопья или очищенный миндаль вместе с сахарной пудрой. Просейте чер...

Здания из дерева - выгодное инвестирование средств

К огромному сожалению большое численное количество граждан нашего государства убеждены что с использованием такого рода строительного материала как древесина, явно могут быть возведены только баня под...

Летние каникулы с пользой. Куда пристроить ребенка

Вот и закончился учебный год. С приходом летних каникул у родителей забот возникает ничуть не меньше, чем во время учебы. Нужно спланировать детский отдых, найти время на посещение бабушек-дедушек, ук...

Как правильно написать: слитно, раздельно или чере

Конечно, многие выученные школьные правила грамматики русского языка со временем забываются. Часто мы пишем автоматически, даже не думая, почему же нужно правильно писать именно так. Задумываться...

Визуалы, аудиалы и кинестетики - особые интерьеры

Аудиалы любят мир звуков, поэтому предпочитают слаженный ритм и порядок. В интерьере не должно быть ничего лишнего, только самое необходимое. Аудиалы не любят декор, различные безделушки их просто раз...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.