Хотите отдохнуть? Устройте карнавал!

Так сказал Михаил Бахтин о карнавале: КАРНАВАЛ это культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим типом образности. Очень значимый компонент средневековой и ренессансной культуры. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж.Бокаччо, У.Шекспир, М.Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и светлой атмосферы, свойственной карнавалу и другим народным праздникам того времени. Карнавальная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность неофициальность, утопизм, бесстрашие. В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы, и обряды) смеховые действа: "праздник дураков", "праздник осла", "храмовые праздники" и т.д. Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на народных языках. Они пародировали и осмеивали буквально все стороны средневековой жизни, включая церковные ритуалы и религиозное вероучение, многочисленные пародийные проповеди, литургии, псалмы неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы. На карнавальной площади всегда настойчиво звучали возгласы балаганных зазывал, которые — вместе с другими "жанрами" уличной рекламы "крики Парижа", крики продавцов чудодейственных средств и ярмарочных врачей — обыгрывались и пародировались, становясь при этом важным элементом народной смеховой культуры. По мысли Бахтина, Рабле объединил в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" все эти формы, жанры и мотивы, сохранив их для потомков и создав тем самым своего рода "энциклопедию" средневекового смеха. Причем, с точки зрения Бахтина, опора на смеховую народную культуру не только не противоречила гуманистическим идеалам Рабле, но, напротив, гармонично сочеталась с ними и даже помогала их пропаганде, поскольку "карнавальное мироощущение является глубинной основой ренессансной литературы". Как отмечает Бахтин в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса", "как бы ни были распылены, разъединены и обособлены единичные "частные" тела и вещи — реализм Ренессанса не обрезывает той пуповины, которая соединяет их с порождающим телом земли и народа". Например, "реабилитация плоти", характерная для гуманизма, соотносима и сродственна с "гротескной концепцией тела", с преобладанием "материально-телесного начала жизни", присущим народной культуре. Смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени. В эпоху Ренессанса нерушимую иерархическую вертикаль средневекового официального представления о космосе ("Великую Цепь Бытия") сменила историческая горизонталь: движение во времени. В гротескной концепции тела, переживающего становление, в народно-праздничных играх, предметом которых был веселый ход времени, рождалось новое историческое чувство жизни и представление о прогрессе человечества". Ср. в тексте книги Бахтина: "И вот гротескные образы с их существенным отношением к временной смене и с их амбивалентностью становятся основным средством художественно-идеологического выражения того могучего чувства истории и исторической смены, которое с исключительной силою пробудилось в эпоху Возрождения". Именно поэтому понять Рабле и вообще ренессансную литературу невозможно без учета их связи с народной смеховой культурой. Средневековый смех интерпретируется в книге Бахтина как имеющий "универсальный и миросозерцательный характер, как особая и притом положительная точка зрения на мир, как особый аспект мира в целом и любого его явления". КАРНАВАЛ(этому термину Бахтин придавал расширенное значение, понимая под ним "не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и Возрождения") противопоставил серьезной, высокой культуре средневековья "совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений". КАРНАВАЛ не просто разыгрывали, это была "как бы реальная... форма самой жизни", которой люди средневековья жили во время праздников, — причем "другая свободная (вольная)", "идеальная" форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освещали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой "правды", то КАРНАВАЛ" был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами": в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала "в сферу утопической свободы". Эта свобода была легализована: и государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону. Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму "веселой относительности", во время КАРНАВАЛ люди переодевались в
(обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане "умерщвляли") шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: "Тема рождения нового, обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания". В гротескной образности КАРНАВАЛ всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов): "этот момент приобретал значение более широкое и более глубокое: в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды". Обилие пиршественных образов, гиперболическая телесность, символика плодородия, могучей производительной силы и т.д. акцентировали бессмертие народа: "В целом мира и народа нет места для страха; страх может проникнуть лишь в часть, отделившуюся от целого, лишь в отмирающее звено, взятое в отрыве от рождающегося. Целое народа и мира торжествующе весело и бесстрашно". С эстетической точки зрения карнавальная культура представляет собой особую концепцию бытия и особый тип образности, в основе которых, по мнению Бахтина, "лежит особое представление о телесном целом и о границах этого целого". Это представление Бахтин определяет как гротескную концепцию тела, для которой характерно то, что с точки зрения "классической" эстетики ("эстетики готового, завершенного бытия") кажется чудовищным и безобразным. Если классические образы индивидуализированы, отделены друг от друга, как бы очищены "от всех шлаков рождения и развития", то гротескные образы, напротив, показывают жизнь "в ее амбивалентном, внутренне противоречивом процессе", концентрируются вокруг моментов, обозначающих связь между различными телами, динамику, временную смену (совокупление, беременность, родовой акт, акт телесного роста, старость, распадение тела и т.д.). "В отличие от канонов нового времени, гротескное тело не отграничено от остального мира, не замкнуто, не завершено, не готово, перерастает себя самого, выходит за свои пределы. Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках: разинутый рот, детородный орган, груди, фалл, толстый живот, нос" (Бахтин). Этот тип образности, характерный для народной смеховой культуры, обусловлен верой народа в свое бессмертие: "... в гротескном теле смерть ничего существенно не кончает, ибо смерть не касается родового тела, его она, напротив, обновляет в новых поколениях". Концепция К., выдвинутая в книге Бахтина о Рабле, вызвала при своем появлении и публикации бурные споры, да и до сих пор далеко не является общепризнанной. Однако она сыграла большую роль в развитии и стимулировании культурологических исследований, в расширении горизонтов научной мысли. В настоящее время истолкование концепции КАРНАВАЛпродолжается, и возможно как появление ее оригинальных истолкований, так и ее плодотворное использование для изучения различных мировых культур. Многомерные исследования карнавальной культуры, осуществленные Бахтиным, способствовали, в частности, легитимации такого феномена культуры, как "раблезианство". Раблезианство трактовалось как связанное не столько непосредственно с творчеством Ф.Рабле, сколько с традицией его философской интерпретации, в рамках которой культурное пространство выстраивается в контексте семиотически артикулированной телесности, понятой в качестве семантически значимого феномена (текста), прочтение которого порождает эффект гротеска, что и придает культурному пространству статус карнавального

Карнавальный костюм "Мышонок"
Увидеть во сне мышь – к добру. Это не крыса вам, это из домашних грызунов самое привечаемое и жалеемое детьми, самый симпатичный вредитель. Чуют ребятишки родственную душу. Эллины древние мышь рядом с музой ставили: в «мюса» (мышь) им слышалась «муса» (муза), и чего бы стоил в качестве мультяшного героя Том без своего провоцирующего антагониста, «музы» своего рода, Джерри? Часто сказка мышонком венчается – о репке ли, о золотом ли яичке… Потому мышонок – сказочный костюм и притом очень уютный – костюм для праздника по-домашнему.

Карнавальный костюм Горошекарнавал
Весёлое растение – горошек! Усики спиральками, горошины внутри как в погремушке, зелёный-зелёный словно детство само. Он же и «царь-горох», но дело это давнее, и вообще – даже молодым монархам пристала аристократическая скромность. Детский праздник, зимой он вершится или летом, будет не в пример свежее, когда бойкая молодая поросль принимает в нём активное участие. Зелень, конечно, но зелень аппетитная. С таким маскарадным костюмом не соромно покорять огород.

Карнавальный костюм РУССКИЙ НАРОДНЫЙ (повседневный) для мальчиков.
Даже императорские отпрыски нашивали вышитые рубашечки и стилизованные брючки –красиво и богато смотрится народная одежда, достойный и счастливый народ её изобрёл. Этот карнавальный костюм детям всегда по душе. Сразу ты ныряешь головой в мир древних сказок и народных песен, чувствуешь себя их живым участником. Такая рубашка очень даже близка телу ребёнка. Хоть ты в школу так иди – а нельзя: для праздника наряд. Вот праздник и есть самое естественное состояние для ребёнка, когда мир вокруг насыщен беззаботностью и предчувствием волшебных свершений. То ли серый говорящий волк предложит тебе, царевич, свою службу; а может, гуси-лебеди подхватят тебя белоснежными крылами. Таков костюм - утренник в детском саду или новогодний маскарад приобретает с ним атмосферу родной русской забавы.

Карнавальный костюм Весна.
Она-то в сказках, конечно красна. Но ходит в платьице зелёном как ирландская принцесса. Не зря женский праздник у нас приходит на ранние мартовские деньки, когда зелёные листки ещё спят вовсю – выманить их не мешает. В спектакле на природно-мифологическую тему это очень уместный костюм. Для Нового Года тоже годится – Весной приятнее всего наряжаться в холодную пору, чтоб погреть души и сердца друзей. На Востоке так и справляют этот праздник – когда свежая листва раскрывается и снова хочется жить.

(По материалам сайта маскарадные костюмы)

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 18:46 12.12.2016 3248440.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Подарок на День работника рекламы

Подарок на День работника рекламы


Каждый из нас знает эту расхожую фразу: «Реклама – двигатель торговли». Почему бы и Вам не взять её за основу, если решили поздравить своих знакомых или друзей с их профессиональным праздником – Д...


Конфиденциальность в глобальной сети – что нужно об этом знать.

Конфиденциальность в глобальной сети – что ну...


Интересно ваше мнение, какое самое признанное изобретение того века? естественно, множество из нас подумают, что это международная сеть и цифровые технологии и станут правы. Сегодня модному человеку о...


All-inclusive: как «выжить»? Отдых без вреда для фигуры

All-inclusive: как «выжить»? Отдых без вреда ...


Отпуск — серьёзное испытание для физической формы. Отпуск по системе all-inclusive опасен вдвойне. Как хорошо отдохнуть и свести к минимуму негативные последствия переедания и употребления ...


Тайна Африки?.. По следам колесниц гарамантов. Часть 2

Тайна Африки?.. По следам колесниц гарамантов...


Мало у кого из специалистов сегодня остаются сомнения в том, что современные туареги — отдалённые потомки гарамантов, о которых знал Геродот (если б он знал ещё о том, что будет происх...


Какой стиль и цвет по нраву для малышей в детской одежде? Часть 2

Какой стиль и цвет по нраву для малышей в дет...


Следующая ошибочка, какую допускают папы и мамы с детской одеждой - одевать детей в накрахмаленное и белое. Тогда ребенок начинает постоянно слышать предостережения: "не носись - упадешь, замар...


Чем мы писали и пишем? Палочки и перья

Чем мы писали и пишем? Палочки и перья


Для человека пишущего то, чем он пишет, порой не менее важно, чем сверло для токаря или кисть для художника. Сколько поэтов в свое время злилось, когда в момент запечатления вдохновенных строк их перо...


Стоит прочесть

О чём кинокомедия «Полосатый рейс»?

В арсенале советского киноискусства есть такие шедевры, что не оставляют равнодушным ни одного зрителя, независимо от его возраста, пола и вероисповедания. Фильм «Полосатый рейс» из этого ...

Копипаста VS Уникальный контент

Давайте обсудим наиболее сейчас важную тему для раскрутки сайта Сейчас в сети огромное кол-во информации, все сайты ею изобилуют, но почему происходит так, что некоторые стоят в топе (Яндекс топ, допу...

Пепел Ленинграда стучит в наши сердца?

Недавно в средней школе детишкам было задано сочинение, посвященное Великой Победе. И вот что написал мой племянник, текст привожу практически без изменений. Меня зовут Давид, живу я в Ереване, мне 1...

Вкусные рецепты: закусочный "наполеон" с

закусочный "наполеон" с лососем и печенью трескиПластины теста, не размораживая выкладываем на противень, ставим в холодную духовку, выставляем температуру на 180 (ну у кого духовка с градусами :)) и ...

Нужен информационный стенд? - мы изготовим

В настоящее время рынок информационных стендов и рекламного оборудования в основном ориентирован на изделия Российских производителей. Это не удивительно, ведь цены на стенды и другое оборудование оте...

Станислав Милевич "Как найти любовь и единство взг

«Любить – это не смотреть друг не друга, а смотреть в одну сторону». Не секрет, что взаимоотношения в семье в течение жизни могут меняться. Когда мы встречаем свою половину, то буря чувств ...

Как избавиться от проблем?

Проблемы, проблемы… Большие и маленькие. Они всегда с нами. Иногда их столько, что кажется, что весь мир против тебя. Бывают и периоды относительного затишья, когда легкие облачка лишь слегка н...

Как легко написать курсовую работу по праву?

Вот и подошла пора написать курсовую работу. А если это первая курсовая работа в жизни, то как правильно и быстро ее написать? Прежде всего, необходимо определиться с темой своей курсовой работы. Тем...

Камин и обогрев дома.

Для многих  коттеджей, камин является только элементом дизайна. Однако он может быть и хорошим отопительным прибором. Обогрев дома может осуществляться теплоаккумулирующим камином, отдающим тепло...

Реальная чистота помещений

Любой хозяин помещения хочет, чтобы внутри его офиса или магазина было по-настоящему чисто, причём независимо от погодных условий. В любое время дня и ночи основное напольное покрытие должно выглядеть...

Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.