Хотите отдохнуть? Устройте карнавал!

Так сказал Михаил Бахтин о карнавале: КАРНАВАЛ это культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим типом образности. Очень значимый компонент средневековой и ренессансной культуры. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж.Бокаччо, У.Шекспир, М.Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и светлой атмосферы, свойственной карнавалу и другим народным праздникам того времени. Карнавальная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность неофициальность, утопизм, бесстрашие. В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы, и обряды) смеховые действа: "праздник дураков", "праздник осла", "храмовые праздники" и т.д. Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на народных языках. Они пародировали и осмеивали буквально все стороны средневековой жизни, включая церковные ритуалы и религиозное вероучение, многочисленные пародийные проповеди, литургии, псалмы неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы. На карнавальной площади всегда настойчиво звучали возгласы балаганных зазывал, которые — вместе с другими "жанрами" уличной рекламы "крики Парижа", крики продавцов чудодейственных средств и ярмарочных врачей — обыгрывались и пародировались, становясь при этом важным элементом народной смеховой культуры. По мысли Бахтина, Рабле объединил в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" все эти формы, жанры и мотивы, сохранив их для потомков и создав тем самым своего рода "энциклопедию" средневекового смеха. Причем, с точки зрения Бахтина, опора на смеховую народную культуру не только не противоречила гуманистическим идеалам Рабле, но, напротив, гармонично сочеталась с ними и даже помогала их пропаганде, поскольку "карнавальное мироощущение является глубинной основой ренессансной литературы". Как отмечает Бахтин в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса", "как бы ни были распылены, разъединены и обособлены единичные "частные" тела и вещи — реализм Ренессанса не обрезывает той пуповины, которая соединяет их с порождающим телом земли и народа". Например, "реабилитация плоти", характерная для гуманизма, соотносима и сродственна с "гротескной концепцией тела", с преобладанием "материально-телесного начала жизни", присущим народной культуре. Смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени. В эпоху Ренессанса нерушимую иерархическую вертикаль средневекового официального представления о космосе ("Великую Цепь Бытия") сменила историческая горизонталь: движение во времени. В гротескной концепции тела, переживающего становление, в народно-праздничных играх, предметом которых был веселый ход времени, рождалось новое историческое чувство жизни и представление о прогрессе человечества". Ср. в тексте книги Бахтина: "И вот гротескные образы с их существенным отношением к временной смене и с их амбивалентностью становятся основным средством художественно-идеологического выражения того могучего чувства истории и исторической смены, которое с исключительной силою пробудилось в эпоху Возрождения". Именно поэтому понять Рабле и вообще ренессансную литературу невозможно без учета их связи с народной смеховой культурой. Средневековый смех интерпретируется в книге Бахтина как имеющий "универсальный и миросозерцательный характер, как особая и притом положительная точка зрения на мир, как особый аспект мира в целом и любого его явления". КАРНАВАЛ(этому термину Бахтин придавал расширенное значение, понимая под ним "не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и Возрождения") противопоставил серьезной, высокой культуре средневековья "совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений". КАРНАВАЛ не просто разыгрывали, это была "как бы реальная... форма самой жизни", которой люди средневековья жили во время праздников, — причем "другая свободная (вольная)", "идеальная" форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освещали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой "правды", то КАРНАВАЛ" был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами": в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала "в сферу утопической свободы". Эта свобода была легализована: и государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону. Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму "веселой относительности", во время КАРНАВАЛ люди переодевались в
(обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане "умерщвляли") шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: "Тема рождения нового, обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания". В гротескной образности КАРНАВАЛ всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов): "этот момент приобретал значение более широкое и более глубокое: в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды". Обилие пиршественных образов, гиперболическая телесность, символика плодородия, могучей производительной силы и т.д. акцентировали бессмертие народа: "В целом мира и народа нет места для страха; страх может проникнуть лишь в часть, отделившуюся от целого, лишь в отмирающее звено, взятое в отрыве от рождающегося. Целое народа и мира торжествующе весело и бесстрашно". С эстетической точки зрения карнавальная культура представляет собой особую концепцию бытия и особый тип образности, в основе которых, по мнению Бахтина, "лежит особое представление о телесном целом и о границах этого целого". Это представление Бахтин определяет как гротескную концепцию тела, для которой характерно то, что с точки зрения "классической" эстетики ("эстетики готового, завершенного бытия") кажется чудовищным и безобразным. Если классические образы индивидуализированы, отделены друг от друга, как бы очищены "от всех шлаков рождения и развития", то гротескные образы, напротив, показывают жизнь "в ее амбивалентном, внутренне противоречивом процессе", концентрируются вокруг моментов, обозначающих связь между различными телами, динамику, временную смену (совокупление, беременность, родовой акт, акт телесного роста, старость, распадение тела и т.д.). "В отличие от канонов нового времени, гротескное тело не отграничено от остального мира, не замкнуто, не завершено, не готово, перерастает себя самого, выходит за свои пределы. Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках: разинутый рот, детородный орган, груди, фалл, толстый живот, нос" (Бахтин). Этот тип образности, характерный для народной смеховой культуры, обусловлен верой народа в свое бессмертие: "... в гротескном теле смерть ничего существенно не кончает, ибо смерть не касается родового тела, его она, напротив, обновляет в новых поколениях". Концепция К., выдвинутая в книге Бахтина о Рабле, вызвала при своем появлении и публикации бурные споры, да и до сих пор далеко не является общепризнанной. Однако она сыграла большую роль в развитии и стимулировании культурологических исследований, в расширении горизонтов научной мысли. В настоящее время истолкование концепции КАРНАВАЛпродолжается, и возможно как появление ее оригинальных истолкований, так и ее плодотворное использование для изучения различных мировых культур. Многомерные исследования карнавальной культуры, осуществленные Бахтиным, способствовали, в частности, легитимации такого феномена культуры, как "раблезианство". Раблезианство трактовалось как связанное не столько непосредственно с творчеством Ф.Рабле, сколько с традицией его философской интерпретации, в рамках которой культурное пространство выстраивается в контексте семиотически артикулированной телесности, понятой в качестве семантически значимого феномена (текста), прочтение которого порождает эффект гротеска, что и придает культурному пространству статус карнавального

Карнавальный костюм "Мышонок"
Увидеть во сне мышь – к добру. Это не крыса вам, это из домашних грызунов самое привечаемое и жалеемое детьми, самый симпатичный вредитель. Чуют ребятишки родственную душу. Эллины древние мышь рядом с музой ставили: в «мюса» (мышь) им слышалась «муса» (муза), и чего бы стоил в качестве мультяшного героя Том без своего провоцирующего антагониста, «музы» своего рода, Джерри? Часто сказка мышонком венчается – о репке ли, о золотом ли яичке… Потому мышонок – сказочный костюм и притом очень уютный – костюм для праздника по-домашнему.

Карнавальный костюм Горошекарнавал
Весёлое растение – горошек! Усики спиральками, горошины внутри как в погремушке, зелёный-зелёный словно детство само. Он же и «царь-горох», но дело это давнее, и вообще – даже молодым монархам пристала аристократическая скромность. Детский праздник, зимой он вершится или летом, будет не в пример свежее, когда бойкая молодая поросль принимает в нём активное участие. Зелень, конечно, но зелень аппетитная. С таким маскарадным костюмом не соромно покорять огород.

Карнавальный костюм РУССКИЙ НАРОДНЫЙ (повседневный) для мальчиков.
Даже императорские отпрыски нашивали вышитые рубашечки и стилизованные брючки –красиво и богато смотрится народная одежда, достойный и счастливый народ её изобрёл. Этот карнавальный костюм детям всегда по душе. Сразу ты ныряешь головой в мир древних сказок и народных песен, чувствуешь себя их живым участником. Такая рубашка очень даже близка телу ребёнка. Хоть ты в школу так иди – а нельзя: для праздника наряд. Вот праздник и есть самое естественное состояние для ребёнка, когда мир вокруг насыщен беззаботностью и предчувствием волшебных свершений. То ли серый говорящий волк предложит тебе, царевич, свою службу; а может, гуси-лебеди подхватят тебя белоснежными крылами. Таков костюм - утренник в детском саду или новогодний маскарад приобретает с ним атмосферу родной русской забавы.

Карнавальный костюм Весна.
Она-то в сказках, конечно красна. Но ходит в платьице зелёном как ирландская принцесса. Не зря женский праздник у нас приходит на ранние мартовские деньки, когда зелёные листки ещё спят вовсю – выманить их не мешает. В спектакле на природно-мифологическую тему это очень уместный костюм. Для Нового Года тоже годится – Весной приятнее всего наряжаться в холодную пору, чтоб погреть души и сердца друзей. На Востоке так и справляют этот праздник – когда свежая листва раскрывается и снова хочется жить.

(По материалам сайта маскарадные костюмы)

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 18:46 12.12.2016 3248440.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как с помощью слов можно изменить отношения с ребенком?

Как с помощью слов можно изменить отношения с...


«Ребенок намного напоминает чистый лист бумаги. Если вы напишите на нем что-то неверное, то он будет содержать неверную информацию. Но, в отличие от листа бумаги, ребенок сам начинает писать, по...


Программное обеспечение ПРОФСЕГМЕНТ для расчета оконно-дверных, фасадных конструкций, ограждений

Программное обеспечение ПРОФСЕГМЕНТ для расче...


Основной акцент в своих разработках фирма делает на создании общедоступного программного обеспечения для автоматизации производства, отчетности и контроля, проведения сложных математических расчетов и...


Научно-технический прогресс и повышение развития онкологических заболеваний

Научно-технический прогресс и повышение разви...


Устанавливая ситуацию текущего положения научного развития, важно упомянуть улучшения уровня бытия мужчин и женщин, их отказ от осуществления многих шагов важных для жизни и рождение современных, до с...


Наш интерфейс: что такое характер?

Наш интерфейс: что такое характер?


Наверное, все представляют себе, что такое характер. По крайней мере, каждый когда-то употреблял выражения «у него плохой характер», «слабохарактерный», «тяжелый характер...


Как устроена душа? А Фрейд его знает... Часть 1

Как устроена душа? А Фрейд его знает... Часть...


6 мая 1856 года родился Зигмунд Фрейд, ставший, по сути, основоположником современной психологии. Точнее, глубинной психотерапии. Основным его достижением часто называют открытие бессознательного...


Комплексное абонентское обслуживание компьютеров

Комплексное абонентское обслуживание компьюте...


Когда Вы еще не приняли решение, как поддерживать Вашу офисную технику в исправности то есть решение - это Абонентское обслуживание компьютерной техникиЧто такое абонентское обслуживание? Абонентское ...


Может заинтересовать

Механизм подзаводки часов: автоподзавод или..?

Основой подзаводки механических часов является пружина. Чтобы завести часы, необходимо вращать головку, которая приводит в движение колесики, тем самым создается энергия и часы начинают ходить. Не се...

Боязнь успеха. Что это за зверь и как с ним бороть

Трудно представить себе человека, который бы не хотел быть успешным. Конечно, критерии успеха у всех свои, но достичь поставленных целей желают все, по крайней мере, люди говорят об этом. А на де...

Китайская Астрология

Китайская астрология или 4 Столпа Судьбы появилась гораздо позже, чем Фэн Шуй – где-то в средние века. По китайски её называют Бацзы Суаньмин. Почему 4 Столпа? Так как обязательно надо знать год. меся...

Дачные домики - это новый тренд

Для чего нужна дача? Чтобы принимать гостей, чтобы наслаждаться отдыхом, чтобы забыть о городе и суете. Дача в нашей стране – это второй дом, на который не жалеют средств, фантазии и времени. Но знали...

Популярно про DDoS-атаки

Схема DDoS-атак такая: на выбранный в качестве жертвы сервер обрушивается огромный поток ложных запросов со множества компьютеров с разных концов света одновременно. В результате сервер тратит все сво...

И будет чисто

Чисто бывает там и тогда, где убирают, причём уборку помещений производят своевременно. Наверное, с такой постановкой вопроса согласятся очень многие, и это будет правильно. Что касается маленьких...

Можно ли построить сейсмоустойчивый малоэтажный до

Кажется, мы входим в эпоху больших природных катаклизмов. Телевизионные картинки из Японии показывают, как могут быть устойчивы к землетрясениям огромные небоскребы и как ломаются, словно спички, небо...

Календарь дачника. Чем заняться в апреле?

Наконец-то наступили теплые солнечные денечки, природа проснулась, и на дачника навалилось сразу столько разных дел первостепенной важности, что немудрено впопыхах что-то и упустить. Ведь все весенние...

Разница ощутима

Когда заходите в чистое и ухоженное помещение, то сразу же понимаете, что вас здесь ждут и вам здесь рады. В таком месте, где налицо порядок и чистота, где всегда приветливо и ухоженно, хочется, как м...

10 оснований срочной ликвидации организации

На важный вопрос о том, в какой момент следует закрывать компанию, всегда можно несложно ответить следующим образом: "Закрывать организацию следует своевременно". Можно отметить нижеуказанные 10 веск...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас познавательные и занимательные статьи. На нашем портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас секунды.